Почему Чёрное море называется чёрным
А правда — почему? Никогда не задумывались?
Вот посмотришь на него в ясную погоду — оно изумрудное. А в пасмурный день тёмно-синее. На закате — бледно-сиреневое. В полдень — ярко-синее. Хотя порой в шторм оно и правда приобретает тёмно-серый цвет.
И всё-таки название моря — Чёрное — связано не с цветом воды в нём. И вообще, когда-то у нашего Чёрного моря было много названий. А ещё когда-то Чёрное море было пресным озером.
В этой статье я расскажу про все версии происхождения названия Чёрного моря, а также немного пролью свет на его историю. И тогда вам будет более понятно, почему не стоит ждать от Чёрного моря такого же рыбно-кальмарного изобилия, как от Средиземного…
Чёрное море: история и откуда взялось его название
Начну с небольшой исторической экскурсии, которая поможет понять происхождение Чёрного моря. Если кому не интересно — можно переходить к следующему пункту. Но лично я люблю такие вот исторические ретроспективы.
История Чёрного моря кратко
Перенесёмся умозрительно на 7 миллионов лет назад. В это время на месте исчезнувшего соленого океана Тетис начали происходить глобальные изменения в земной коре нашей планеты, в результате чего образовались новые горные системы и присоединился юг Евразии. Тогда и появились на свет современные Альпы, Карпаты, Балканы и Кавказ. А вместо Тетиса появилось несколько огромных закрытых водоёмов с невысокой соленостью воды, так океан разделился на несколько морей.
Одно из таких озёр-морей и получило впоследствии своё первое, самое древнее название – Сарматское море. Оно было отрезано от океанов и включало в себя нынешние Азов, Арал, Каспий. Со временем, благодаря впадающим рекам, вода в Сарматском море становилась все более пресной, что влекло за собой изменение флоры и фауны.
Около 3 млн. лет назад море-озеро снова получило связь с соленой Атлантикой. Соединение произошло через современное Средиземное море, тоже впадавшее в те времена в Атлантику. И вновь из океана прибывают живущие в морской воде животные и растения.
В дальнейшем соленость нашего будущего Чёрного моря, его границы и обитатели ещё не один раз изменялись. На уровень воды в нём и степень солёности самой воды влияли различные природные факторы. Например, активное таяние ледников.
Но самой известной природной катастрофой, повлиявшей на нынешний облик и состав Чёрного моря стало событие, произошедшее около 7500—8000 лет назад. Именно тогда произошло мощное землетрясение, в результате которого рухнула перегородка, разделяющая Средиземное и Чёрное моря. В результате землетрясения образовался современный пролив Босфор. А так как уровень Черного моря был ниже, чем Средиземного, то вода просто хлынула через разрушенный перешеек. Огромные цунами пронеслась по морю, и за несколько суток его прибрежные районы оказались под водой. Жившие тогда по берегам моря древние люди восприняли это, как конец света.
Отсюда и происходит легенда о Всемирном потопе, описанная в Библии. Опять же: Ной на своем ковчеге причалил аж к вершине горы Арарат (сейчас её высота 5165 м над уровнем моря). Так что вполне вероятно, что воды из Средиземного и Черного моря затопили тогда весь Кавказ…
В настоящее время уровень воды в Черном море выше, чем в Атлантическом океане. Поэтому в проливах Босфор и Дарданелла наблюдается достаточно сильное течение в Средиземноморье со стороны Чёрного моря. А в самом Черном море наблюдается два противоположных течения.
Вот так, если вкратце.
Чёрное море: откуда такое название
Глядя на лазурную гладь Чёрного моря в погожий денёк, трудно понять — отуда пошло его название:
Я перечислю все основные версии — почему море получило такое название, а вы уж сами решайте — какой из них верить.
Когда море штормит — становится чёрным
Многие считают, что название моря связано с цветом воды в непогоду. Но если вы хоть раз видели шторм на других морях, то это объяснение вас вряд ли устроит. Ведь и другие моря не кажутся голубыми, когда над ними нависают грозовые чёрные тучи…
И даже в пасмурную погоду наше Чёрное море бывает очень красивого цвета:
Ещё есть версия, что древние скифы, вышедшие из Азии к Черному морю, увидели в его водах огромное число темных водорослей, разросшихся на много километров. Что ж, вспомная море у берегов Анапы в разгар сезона, в эту легенду можно поверить…
Чёрное — значит негостеприимное
Такая версия более правдоподобна. Она появилась во времена, когда греческие мореплаватели осваивали Черноморское побережье. Этот регион был для них весьма привлекательным, но наладить мирные контакты с местным населением — предками черкесов и абхазов — было нелегко. Местные жители воинственно встречали отважных эллинов. Тогда греки и прозвали море Понт Аксинский — «негостеприимное море» (чёрное море). Но со временем колонистам удалось наладить контакты с местными, освоить территорию и построить свои города-полисы. Море вмиг стало Понтом Эвксинским, то есть Гостеприимным.
Чёрная стрелка — это север
Ещё одна версия тоже берёт начало во времена завоеваний побережья мореплавателями из южных стран. Она связана с главным прибором навигации — компасом. Стрелка на старинных компасах, показывающая северное направление, была окрашена в чёрный цвет. Для греков, римлян, визанийцев и генуэзцев Чёрное море лежало на севере от их родных земель. Стрелка чёрная — море тоже назвали Чёрным.
Кстати, было время, когда Чёрное море получило название Русского моря. В эпоху Средневековья сюда всё активнее начинают проникать русские мореплаватели, торговавшие с могучей Византией. В этот период в древнерусских, арабских и западных источниках появляется название Русское море.
Но в 15 веке под ударами османов Византия пала, и побережье Кавказа на долгие три столетия оказалось под властью Османской империи. И снова возвращается прежнее название Чёрного моря. И до сих пор турки называют это море Кара-дениз (Чёрным).
Сероводород под водой
А вот эта версия плотно связана с тем самым потопом, случившимся 7500-8000 лет назад. Тогда случилась настоящая экологическая катастрофа. Во -первых, произошла массовая гибель всей пресноводной фауны и флоры озера. А во-вторых, были затоплены в общей сложности 100 тыс. км² побережья, уже активно осваиваемых человеком. Погружение такого огромного количества мёртвой органики на дно и её разложение привели к сероводородному заражению глубинных вод моря.
И сейчас из 2000 метров глубины Чёрного моря обитаемы только верхние 200 метров. Остальная толща воды практически безжизнена, там обитают только отдельные виды бактерий. И этот сероводород становится причиной того, что все предемты, побывавшие в глубине Чёрного моря, окрашиваются в чёрный цвет.
Ну что, какая версия вам ближе? Я считаю, все они имеют право на существование. Но только последняя объясняет нам, почему на Черноморском побережье не такой богатый выбор рыбы и морепродуктов, как в других морях.
Что с морепродуктами и рыбой в Чёрном море
Когда-то Чёрное море по разнообразию водившихся в нём видов было даже богаче, чем соседнее Средиземное.
Но слой сероводорода вытеснил все виды рыбы ближе к поверхности, где ей становится тесновато. Поэтому многие виды крупных рыб в Чёрном море со временем просто исчезают. Например, вы не задумывались, почему в Чёрном море нет акул? Да-да, вот по этой самой причине.
Нельзя списывать со счетов и человеческий фактор.
Рыболовство — один из древнейших промыслов человечества. Море всегда кормило тех, кто жил на его берегах. Но если говорить о Чёрном море начала нашей эры, то на его берегах население было не таким многочисленным, как в том же Средиземноморье. И активность этого населения на Чёрном море тоже была не сопоставима с промыслами в Средиземном море.
Первыми, кто стал добывать рыбу в Чёрном море в «промышленных масштабах», как говорится, то есть не только для своей семьи, но и на вывоз, были древнегреческие колонисты. До их появления рыбу ловить в больших количествах было некому. Северное Причерноморье и степной Крым были населены кочевыми племенами. Их более привлекало скотоводство, нежеля ловля рыбы.
Но времена меняются, как меняется и состав местного населения. Кочевники переходят к осёдлому образу жизни. Приходят другие народы на берега Чёрного моря, и оно продолжет снабжать их пищей.
С ростом технологий растёт и размах рыбных промыслов. Нарушается хрупкий баланс видов в природе. Выловив один вид рыбы, мы сталкиваемся с исчезновением другого. Зато другие виды начинаются плодиться в больших количествах.
К примеру, туристы часто удивляются — почему в Чёрном море стало так много медуз!? Потому что люди нарушили местную экосистему. В Черном море есть микроскопические водоросли, их едят рачки; рачков выедает хамса и тюлька. Этой мелочью, в свою очередь, питается скумбрия, за которой охотится следующий хищник — тунец.
Так вот, их всех съели! Тюльку, анчоусов, тунцов, скумбрий — всех! А рачки остались. И кто их ест? Да те самые медузы! У них теперь пищи хоть отбавляй, вот они и стали интенсивно размножаться.
А нам остаётся довольствоваться такими видами черноморских рыб, как барабуля, хамса, ставрида, камбала и пеленгас.
Что касается морепродуктов, сейчас в Черном море обитают устрицы, мидии, а также интересные моллюски-хищники — рапаны, уничтожающие, кстати, тех самых мидий и устриц. Они прибыли в Чёрное море на днищах кораблей из других морей и прижились здесь. По внешнему виду напоминает большую улитку. Её раковины часто используют как украшение:
Вот такая история.
А я в ближайшее время планирую написать серию статей про популярные рестораны Сочи: рыбные, кавказской кухни и т.п. Так что подписывайтесь на нашу рассылку, чтоб не пропустить их:
Также можете подружиться с нами >> в Инстаграмм , чтобы следить за новостями с курорта.
Также вам могут быть полезны служеющие статьи:
На этом буду заканчивать. Если есть, что сказать по данной теме — добро пожаловать в комментарии.
Источник
Белым по черному: Что мешает яхтенному туризму поднять паруса в Крыму
Яхтенные круизы, к которым российские туристы привыкли в Турции, Греции, Италии, с трудом приживаются в Крыму. Спрос на такой вид отдыха огромный — неделя на яхте с заходом в порты и посещением достопримечательностей стоит 60-70 тысяч рублей, что вполне вписывается в средний бюджет отпуска. Но проблема в том, что для яхт нет мест стоянки, а каждый выход в море нужно согласовывать с пограничной службой.
ОТДЫХ ПОД ПАРУСОМ
Организатор яхтенных туров, генеральный директор компании «32 Румба» Дмитрий Калита уже второй год работает с Крымом. Средиземноморские круизы и зарубежные курорты сейчас под замком, но сидеть дома соотечественники тоже не согласны: солнце, море, белый парус и соленые брызги выглядят как достойная награда за режим эпидемического контроля и изоляции. К тому же, на морских просторах социальная дистанция соблюдается автоматически.
— В прошлом году для организации яхтенных туров вдоль крымского побережья я фрахтовал 20 яхт, в этом — уже 45, — говорит Калита. — Интерес растет, туристов становится все больше, но не хватает портопунктов и марин, нет оборудованных мест для стоянок. Единственные места — это Севастополь, Балаклава и Ялта. Поэтому приходится ограничиваться тем, что есть. Пока ни одна марина не в состоянии принять столько яхт, сколько у нас желающих.
Желающих провести отпуск под парусом становится все больше
ДВА ЧАСА, ДВЕ МИЛИ
Чтобы познакомить российский туристический бизнес с возможностями организации круизов вдоль побережья Крымского полуострова, в прошлом году прошел первый яхтенный фестиваль «КрыбИца». В нем приняли участие 50 человек, которые прошли под парусом от мыса Фиолент до Ялты, с остановками для посещения достопримечательностей, гастрономических точек и подъема на вершину Ай-Петри.
В этом году фестиваль собрал 60 энтузиастов из Казани, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Карелии и Краснодара, чтобы представить Крым как главную дестинацию для развития яхтенного туризма в России. Места для стоянки шести судов пришлось бронировать за два месяца до мероприятия, поскольку каждый клочок причала в Балаклаве уже ангажирован на лето. По этой причине в фестивале не участвуют владельцы собственных яхт — им просто не хватило места.
— Мы очень привязаны к погоде, но каждое передвижение от берега к берегу, из зоны в зону, нужно согласовывать с пограничниками за 2 часа, — подчеркивает Калита. — Передвигаться можно исключительно в пределах 2 милей от берега, хотя все суда по идентификационным номерам отслеживаются в современных системах навигации онлайн, и любое движение в сторону чужих границ пресекается быстроходными пограничными катерами. Все формальности достались нам из инструкций середины прошлого века, нигде такой зарегулированности нет.
ЗАКОН И БЮДЖЕТ
Еще в прошлом году Госсовет Крыма выступал за обсуждение единого закона, регламентирующего пассажирские перевозки на маломерных судах. Подобный документ федерального уровня подтолкнул бы различные службы и ведомства пересмотреть свои инструкции и приказы, поскольку множество требований потеряли логику и актуальность, но тормозят развитие яхтенного туризма. Обсуждение перенесли на осень, когда Крым примет конференцию Южно-Российской парламентской ассоциации. К этому времени правительство региона подготовит изменения в Федеральную целевую программу развития Крыма, чтобы выделить 5 миллиардов рублей на ремонт и строительство причалов.
— У нас заложено 5 миллиардов рублей на реконструкцию причалов и пристаней в Республике Крым, — уточнил глава комитета по курортам,туризму и спорту Госсовета Крыма Алексей Черняк. — У нас большинство причалов 70-80 годов постройки, и сейчас другие требования, как по коммуникациям, так и по длине судов. Ответственным за реализацию будет Минтранс республики.
Места стоянки есть только в Севастополе и Ялте
ПРОБКИ В МОРЕ
За государственный счет будут обустроены 6 площадок для полноценных яхтенных марин и 20 портопунктов с учетом расстояний и заправочных комплексов. Планируется, что в Керчи будет марина международного уровня на 500 мест, в Феодосии каботажная марина на 200 мест, в Ялте международная на 500 мест. По одной марине в Евпатории (5 и 6 причалы порта), Коктебеле и Саках.
— Если мы построим 6 марин, представьте, сколько яхт будет на воде и с чем они столкнутся, если не поменять требования, — подмечает Черняк. — Тем более, что речь идет об инвестиционных проектах с обустройством ремонтных баз, круглогодичных стоянок и прочей портовой инфраструктуры.
Ежегодно десятки миллиардов евро российские граждане вывозили за рубеж, чтобы пройти под парусом и отдохнуть на яхте. При наличии природных красот и погодных условий, максимум морского отдыха в Крыму — дневные экскурсионные прогулки на теплоходе и рыбалка с катера. Тогда как яхтинг можно совмещать с посещением достопримечательностей, гастрономическими турами, участием в праздниках и фестивалях — всем тем, чем так богат туристический Крым.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Яхты в законе: Строительство в Крыму яхтенных марин позволит заработать миллионы евро
Владельцы судов вынуждены оплачивать зарубежные стоянки — своих пока нет (подробнее)
В троллейбусах между Симферополем и Ялтой запустят экскурсионное сопровождение
Электронный гид расскажет о крымских достопримечательностях (подробнее)
Источник