Россия, Республика Башкортостан, Уфа, бульвар Хадии Давлетшиной
Телефон:
+7 (917) 778-51- Показать номер
Круглосуточно
whatsapp telegram vk email

Как называют художников пейзажистов которые изображают море

Творчество художников-маринистов

Маринистами называют художников-пейзажистов, пишущих морские виды. Ярчайший представитель этого направления – автор около шести тысяч полотен, на которых изображены морские пейзажи – Иван Константинович Айвазовский. Никто, ни до Айвазовского, ни после, не смог так точно и увлекательно показать всю красоту, необъятность и многоликость водных просторов. Самые лучшие из произведений Ивана Константиновича не только выразительно передают мощь морской стихии, не стеснённой берегами, но и противопоставляют слепую и опасную энергию природы разумной энергии человека.

Художник-маринист должен обладать очень развитым воображением, потому что без этого невозможно написать морские волны, находящиеся в постоянном движении. Айвазовский говорил, что перемещения и действия природных стихий для кисти совершенно неуловимы, невозможно с натуры писать всплеск волны, порыв ветра, удар молнии. Понимая всё это, ещё больше удивляешься мастерству художника, способного достоверно передать на холсте красоту природы в движении.

Наша компания использует исключительно новые технологии подбора персонала широкого профиля.

Одна из самых известных картин Айвазовского относится к раннему периоду его творчества. Называется она «Девятый вал». Страшная природная сила, с которой из последних сил борется горстка моряков, потерпевших кораблекрушение передана в богатом, насыщенном колорите. Эмоции этой картины изображены с помощью контрастных цветов: тёмно-зелёные волны, жёлто-оранжевое марево вокруг восходящего солнца, яркие блики на гребнях волн.

По прошествии некоторого времени, Айвазовский начинает проявлять больше сдержанности, передавая красочные эффекты, но интерес к всегда разной морской стихии не угаснет в нём никогда. Одной из самых потрясающих картин, написанных мастером на склоне лет, становится «Чёрное море», на которой нет ничего кроме неба и воды, но вода – это целый беспредельный океан, а небо ещё беспредельнее.

Источник

Одержимые морем: как легендарные художники создали жанр морского пейзажа

Море притягивало художников всех стран и эпох. Но в Европе маринистам пришлось пройти долгий путь, прежде чем они обрели заслуженное признание. Сам термин “морской пейзаж” возник только в XVIII веке. Давайте узнаем, как это произошло, и кем были люди, перевернувшие представления общества и подарившие нам множество прекрасных марин.

Морской пейзаж по-французски: мир фантазий Клода Лоррена

Ситуацию несколько изменил возврат к античным идеалам, произошедший в эпоху Возрождения. В Древней Греции, стране трёх морей и тысячи островов, художник не мог не интересоваться морем. Эллины часто делали морской пейзаж частью общей сцены на гобеленах и гравюрах, на посуде и стенах жилищ. Одна из самых старых греческих марин — это роспись древней амфоры, изображающая встречу хитроумного Одиссея, царя Итаки и сладкоголосых сирен, увлекавших моряков на дно морское своими песнями. Ваза датируется примерно 470-480 годами до нашей эры.

Одиссей и сирены, роспись амфоры. Примерно 470-480 лет до нашей эры.

Подражая грекам, художники эпохи Возрождения тоже изображали природу, но в виде фона на портретах богатых и состоятельных заказчиков. Искушенный читатель помнит пейзажи за плечами загадочной Джоконды или прекрасных Мадонн Рафаэля, но вряд ли назовет хоть одну самостоятельную картину того времени, посвященную изображению природы как таковой.

Следующее поколение художников, а среди них и Лоррен, решило пойти еще дальше, и превратить пейзаж в самостоятельное произведение. Но молодой художник даже не представлял, на какие ухищрения ему придется пойти, чтобы изменить вкусы толпы.

Море было страстной любовью Клода. Современному читателю, воспитанному на шести тысячах полотен Айвазовского, трудно понять, каково это — всю жизнь видеть лишь парадные портреты и картины на религиозные или исторические сюжеты. Разве пошел бы современник молодого Лоррена на выставку «морских этюдов»? Его мог бы еще заинтересовать байронический « Странник над морем тумана », в крайнем случае — сюжет-катастрофа « Плот медузы ». А тут — никому не известный Лоррен и его пейзажи.

Художникам приходилось как-то выкручиваться — в основном, за счет названия. Два десятилетия спустя, в 1648 году, уже знаменитый на всю Европу Лоррен заканчивал заказную марину — настоящий шедевр. Но даже тогда он не посмел назвать ее просто, например, «Корабли покидают гавань» — как пейзаж мог бы называться в другую эпоху. Вместо этого полотно получило звучное, коньюнктурное имя «Отплытие царицы Савской».

«Отплытие царицы Савской». Клод Лоррен, 1648 год.

На этой картине действительно можно увидеть Македу Савскую: в правом нижнем углу миниатюрная фигурка в короне и королевских одеждах спускается по ступенькам. Но главную роль в произведении играют, конечно же, свет и море.

Работы Клода покоряют в сравнении с академическими картинами его современников. Художник не просто воспроизводил природу. Он изучал секреты освещения, то, как утренний, дневной или вечерний свет меняет цвет, форму и атмосферу пейзажа.

Но даже зрелый и востребованный Клод Лоррен не мог представить, какое роковое, определяющее влияние окажут его теплые, залитые золотым светом пейзажи на следующие поколения любителей живописи. Магия картин Лоррена была так сильна, что следующие два столетия (XVIII-XIX вв.) английские туристы носили с собой специальные зеркала Клода с затонированной искривленной поверхностью. Отраженное в них пространство благородно искажалось, а цвета приглушались, придавая картинке притягательно-сумеречный вид. Англичане то и дело бросали взгляд на зеркальце, где отражался мир в лорреновском восприятии.

Впрочем, повальная популярность на три века вперёд была не главным, к чему стремился Лоррен. Его, художника и мечтателя, интересовали совсем другие вещи. Клод потерял бы покой и сон от счастья, если бы узнал, какое колоссальное влияние его картины окажут на одного из величайших маринистов мира, британца Уильяма Тернера.

Правдивая кисть Британии: Уильям Тернер в эпицентре шторма.

Родившийся в 1851 г. Уильям Тернер был сложным человеком. Необразованный выходец из рабочей семьи, он жил двумя никак не связанными между собой жизнями — известного художника, владельца огромного состояния, и неимущего обывателя. Имея знатных и образованных друзей, Тернер осознанно не избавлялся от акцента кокни до конца жизни, а также выучил еще несколько других акцентов и использовал их для сохранения анонимности. Одевался он очень просто и своим внешним видом больше напоминал моряка или рабочего, а не профессора перспективы в Королевской академии. Художник долго жил вдвоём с отцом; после его смерти потребность Уильяма в уединении обострилась. Последние 18 лет своей жизни он провел в качестве бедного иждивенца, живущего на содержании у вдовы, Софии Каролины Бут. Сама София не подозревала, что ее гражданский муж был известным художником. О его славе и состоянии она узнала лишь после смерти Тернера.

Несмотря на эксцентричный характер, у художника были близкие друзья, ценившие его за острый ум и великолепное чувство юмора. Тернер отлично ладил с детьми и любил повеселиться. Маринист не был скупым, черствым или нелюдимым. Не дурак выпить, поесть и погулять, Уильям был от природы общительным человеком; стремление к одиночеству возникало у него скорее от желания иметь больше времени для работы.

«Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье. Автор был свидетелем этого шторма, когда «Ариэль» вышел из Харвича». Уильям Тернер, 1842 год.

Ради искусства Тернер был готов поставить на карту всё, в том числе свою жизнь. В 1842 году мир потрясла история создания полотна «Метель…». Художнику было далеко за 60, когда он задумал повторить подвиг Одиссея: в разгар жестокого шторма Тернер уговорил матросов привязать себя к мачте и оставить в море, чтобы он мог понаблюдать за бурей изнутри. Впечатления от вояжа Тернер перенёс на холст.

«Меня привязали на четыре часа, я не надеялся уцелеть, — вспоминал потом свой безумный поступок сам Тернер. — Но я считал своим долгом дать отчет об этом, если выживу».

«Последний рейс корабля „Отважный“». Уильям Тернер, 1839 год.

Эти странные русские: шеститысячный вал Ивана Айвазовского

Иван Айвазовский, величайший русский маринист, не совершал откровенных безумств и не жил двойной жизнью, как его британский коллега Уильям Тернер. Впрочем, великих живописцев объединяет то, что оба были фанатично преданы искусству и морю, но каждый на свой лад. Если Тёрнер отправился в эпицентр шторма, привязанный к мачте, то Айвазовский добровольно “приковал” себя к мольберту с ранней юности до поздней старости — чтобы уложить больного художника умирать в постель, его пришлось снять со стремянки. Живописцу тогда было 83 года. Последняя его работа осталась незавершённой — единственная из всего наследия.

Трудоголик, отдавший всего себя живописи; отец, мечтавший о сыне, но получивший только четырёх дочерей и троих внуков-художников; ревнивец, державший в ежовых рукавицах жену, красавицу и купеческую дочку; гений, чьи пейзажи попали на почтовые марки всех стран мира — таким представляется Иван Айвазовский сегодня. Правда, как водится, скрыта за облаком водяной пыли.

Творчество величайшего русского мариниста стало предметом бесконечных дискуссий и ожесточённых споров. Айвазовского обвиняли в ремесленничестве, называли лубочным художником, штампующим банальщину; но самого пейзажиста обожали на родине живописи — в Италии, а его картины подделывали, воровали и покупали за миллионы долларов США.

«Девятый вал». Иван Айвазовский, 1850 год.

Айвазовский дал основания для полярных оценок: он выработал особую, неоднозначную манеру письма. Художник никогда не писал картины от начала и до конца с натуры. Чаще всего он начинал работать на пленере, а заканчивал уже в мастерской, по памяти. Живописец “выдавал” в среднем 92 картины в год, то есть по одной готовой работе раз в четыре дня. За 65 лет каторжной работы Айвазовский создал более 6000 полотен.

Не все из них были шедеврами, художник писал и вполне проходные вещи. Полотна Айвазовского любят подделывать, ведь за таким количеством картин сложно уследить, а произведение мастера его уровня сорвёт кассу любого аукциона. Впрочем, достоверно сымитировать работу Айвазовского довольно сложно: художник писал очень быстро, и до сих пор мало кто может сравниться с ним по скорости работы. В большинстве случаев эксперт, взглянув на копию, сразу определит, что краска высыхала не равномерно — а значит, перед ним подделка.

Впрочем, нельзя сказать, что все произведения живописца рождались в мгновение ока — скорее, все 65 лет своей творческой жизни Айвазовский оттачивал мастерство. Например, свое известное произведение «Девятый вал», написанное им в 33 года, художник переосмыслил много лет спустя. В 1898 г. он создал картину «Среди волн». Сам маринист считал эту работу «еще одним “Девятым Валом”, но седым, постаревшим, умудреным».

«Среди волн». Иван Айвазовский, 1898 год.

Продать или сжечь? Судьба украденных марин и не только.

Великие картины живут столетия, и жизнь эта полна приключений. Их подделывают, крадут из музеев и частных коллекций, жгут в камине, меняют на кокаин и даже едят. Неистовые поклонники отрезают от полотен кусочки на память, а ярые ненавистники обливают шедевры кислотой. Пример из жизни: от кислотного дождя и ножа злоумышленника картина Рембрандта «Даная» так пострадала , что ее пришлось переписать почти что заново. Реставрация длилась 12 лет.

Картинам вредят не только зрители — бывает, сами художники поступают неразумно. Например, Леонардо Да Винчи как-то поторопился с выбором метода работы. В результате, знаменитая «Тайная Вечеря» начала разрушаться уже через несколько лет после окончания росписи.

«Христос во время шторма на море Галилейском». Рембрандт, 1633 год.

Один из морских пейзажей Ван Гога тоже до сих пор числится в розыске. 7 декабря 2002 года преступники забрались на крышу Музея Винсента Ван Гога и украли две его картины: « Выход из протестантской церкви в Нюэнене » и марину «Вид на море у Схевенингена». Суммарная стоимость работ составляет порядка 30 млн долларов США. Преступников поймали в 2004 году, но картины по сей день не найдены. Воры так и не признались, куда дели работы художника.

«Вид на море у Схевенингена». Ван Гог, 1882 год.

Пропавшая картина Ван Гога «Вид на море у Схевенингена» славится оригинальностью. История её создания романтична: художник писал пейзаж на пленере во время сильного ветра, засыпавшего песком еще мокрую краску. Многие песчинки, налипшие на картину, сохранились до сих пор.

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее